Во втором тысячелетии с помощью краеведов выявлены этапы исторического развития района, а также проживание на ее территории кайпанских, гарейских, тазларских племен и присоединение к ним в XVI в. представителей ирактинских родов. Наряду с тем, я бы сказал, есть и малоизученный период времени. Это I-X века. Вышеперечисленные племена пришли на территорию нашего района в XIV-XVI вв. Жили ли до них в этих краях люди? В данной статье, написанной на основе научных трудов, воспоминаний краеведов, я бы хотел внести некоторую ясность в этот вопрос.
На сегодняшний день на территории нашего района археологических материалов, относящихся к каменному и бронзовому векам, не найдено. Это еще не говорит, что в I-X веках здесь не жили люди — серьезных исследований недостаточно. Однако найдены археологические материалы, относящиеся к ранней железной, то есть III-VIII вв. нашей эры, хранящиеся сегодня в различных музеях. Имена ученых, места и время археологических раскопок известны. Все найденные предметы относятся к бахметьевской культуре. Термин «культура», используемый в археологии, этнографии, означает в первую очередь основные сферы жизнедеятельности человека — материальное производство, социально-политическую и познавательную деятельность, духовное развитие. Она относится к середине I тысячелетия нашей эры. В 1928 году группа под руководством археолога А.В.Шмидта исследовала могильник на берегу реки Караидель близ деревни Бахмут. В ходе раскопок было найдено множество предметов быта, украшения, оружие. Все они относятся к середине железного века. В изучение этой культуры большой вклад внесли ученые А.П.Смирнов, В.Ф.Генинг, Р.Б.Ахмеров. По мнению известного башкирского ученого, профессора Нияза Мажитова, бахметьевская культура связана с людьми, ведущими оседлый образ жизни у подножия Уральских гор. Она сыграла свою роль в их историческом развитии. Впоследствии на них сильное влияние оказали племена кочевников с юга. Важность археологических находок огромна. Узоры на глиняных горшках, мелких и крупных сосудах позволяют представить жизнь древних людей. Люди бахметьевской культуры жили оседло. Об этом свидетельствуют археологические находки. К примеру, во время раскопок в селище Новые Турбаслы нашли остатки пяти землянок. Меж двух землянок найдены круглые ямы глубиной 1,5 метра, а в них зерна пшеницы. Также были найдены кости лошадей. В изучении древней истории района подобные материалы играют важную роль. Изучая орнаменты на осколках глиняных сосудов, ученые подтверждают проживание людей на той или иной территории. Именно такие находки свидетельствуют о проживании на территории нашего района людей бахметьевской культуры. На территории района археологические раскопки велись в 12 местах. Сведений об их организаторах — ученых В.Стоколос и Ю.Морозове крайне мало, однако ученый, профессор Нияз Мажитов, внесший большой вклад в изучение истории Башкортостана, известен многим. Эти трое ученых работали в нашем районе в 1966-1967 гг. Маршрут их исследований протянулся от д. Таныповка до с. Шулганово. В археологическое изучение нашего края весомый вклад внес и коллектив Уфимского дома пионеров. В археологических документах часто упоминаются термины «городище» и «селище». Что они означают? Городище — это укрепленное поселение. Часто располагалось на естественных возвышениях, на мысах, ограниченных крутыми обрывами, вершинах холмов с обрывистыми склонами и т.п. С доступной стороны укреплялись одним или несколькими валами и рвами. А селище — это неукрепленное поселение. На территории района найдено три городища. Вдобавок следует сказать, что в научном языке используется слова «керамика», «черепки». В археологических исследованиях учитывалось четыре важных фактора — река и крутой его берег, возвышенность (причем с двух сторон), густой лес, обеспечивающие безопасность и оборонительные достоинства поселения. Шулгановское городище найдено в 1,5 километрах к юго-западу от с. Шулганово. Сегодня носит название Калатау. С трех сторон оно окружено 4-5-метровым земляным валом, местами имеются глубокие рвы. Длина городища примерно 250 метров. В ходе археологических раскопок, организованных Ниязом Мажитовым, найдены фрагменты керамики, относящиеся к бахметьевской культуре. Этот же ученый вел раскопки в Чоркульдинском городище (с.Чургулды), где тоже были найдены материалы, относящиеся к бахметьевской культуре. Впоследствии гора Калатау превращена в карьер по добыче камня. В 1967 году В.Стоколос открыл Юг-хуторское городище, Юг-хуторское селище на правом берегу реки Мирк-шур и Бальзюгинское селище, где в ходе раскопок тоже были найдены фрагменты керамики бахметьевской культуры. В 1966 году ученый Ю.Морозов с юными археологами Уфимского дома пионеров вел исследования на берегах реки Танып. Были открыты Старо-Кызылъяровское селище. В километре к юго-западу от села Савкияз на правом берегу реки Юг раскопано Савкиязовское селище, где найдены самые богатые археологические находки — на площади 6 тысяч квадратных метров найдено 72 фрагмента керамики бахметьевской культуры. Важное место в истории района занимает Лагерное селище, открытое близ оздоровительного лагеря имени Комарова. Среди археологических памятников особое место занимает большая бронзовая бляха, найденная возле деревни Сараштыбаш. Однако данных о том, кто и когда ее нашел , не сохранилось. В общем, вышеупомянутые археологические данные позволяют предположить, что на территории нынешнего района в 1 тысячелетии нашей эры уже жили люди. Конечно, на территории соседних Балтачевского, Бураевского, Аскинского, Калтасинского, Янаульского районов тоже найдены археологические находки бахметьевской культуры. О подобных находках я слышал из уст старожилов района. Они были найдены жителями деревень, расположенных у бассейна рек Ари и Будум. В одном из номеров газеты я уже писал о могиле всадника в местечке Тутый ялан возле села Аксаитово, где были найдены бронзовые украшения конной сбруи. Исторические материалы свидетельствуют о том, что территория нашего района никогда не пустовала. На смену одному этносу приходил другой. Начиная с XVI века на этих землях осели башкиры, удмурты, марийцы. В этой статье я использовал археологическую карту Башкортостана, книги Нияза и Альфии Мажитовых «История Башкортостана с древнейших времен и до XVI века».
Шарифулла САИТОВ http://tatvestnik.ru/god-rossijskoj-istorii/territoriya-rajona-v-i-ix-vekax.html
|